Что такое клиповое мышление?
Многие эксперты утверждают, что одна из главных проблем современного общества – клиповое мышление. В данном материале разберёмся, что это такое.
Клиповое мышление – что это такое?
Клиповое мышление – это восприятие мира посредством коротких обрывков информации и ярких образов, вызывающих эмоции. При клиповом мышлении человек быстро переключается с одной информации на другую и воспринимает её поверхностно, не разбираясь в деталях, не погружаясь в неё и зачастую упуская суть.
Представьте такую картину. Один человек изучает определённую тему. Для этого он читает соответствующую научную литературу и смотрит многочасовые видео (лекции), на которых вещают признанные и дипломированные эксперты, которые всю свою жизнь посвятили изучению той самой темы. Этот человек сопоставляет факты, анализирует полученную информацию, строит своеобразную «картину мира» по теме, которую изучает, определяя причинно-следственные связи и не только. Этот человек, скорее всего, станет экспертом или хотя бы серьёзным знатоком в вопросе, которому уделил время и разобрался в нём.
Другой человек ничего не изучает. Он читает Телеграм-каналы, да не все подряд, а определённые – где поменьше текста. Зачем нужны какие-то детали, когда для получения информации хватит обычного новостного заголовка? Этот человек хочет узнать побольше информации не в качественном, а в количественном смысле. Не разобраться хорошо в определённой теме, а стать экспертом (на самом деле – псевдоэкспертом) во всём и сразу. Таким людям довольно тяжело выстраивать причинно-следственные связи, соотносить одни факты с другими, да и вообще мыслить логически, принимая за истину даже максимально сомнительные утверждения. Зачастую в голове у таких людей находится каша, которую довольно сложно выстроить во что-либо, поэтому обычно у таких людей максимально простая картина мира, которая представляет собой «белое» и «чёрное».
Если первого человека можно описать как человека рационального, то второго – как эмоционального. Ему важна не только краткость предоставляемой информации, но и её яркость (нужно, чтобы она вызывала сильные эмоции).
При клиповом мышлении мозг человек воспринимает информацию фрагментарно и небольшими порциями. Поэтому, если человек с клиповым мышлением попытается изучить нечто объёмное и требующее аналитики, то ему будет невероятно сложно это сделать. Например, при чтении литературы информация из предыдущих сеансов чтения может куда-то «улетучится», а понять действия героя, основанные на причинах, описанных несколько страниц назад, будет довольно сложно.
Чтобы понять, насколько сейчас распространено клиповое мышление, можно оценить популярность коротких видео на Ютубе, в ВК и в Тик-Токе. Люди просто залипают часами в эти короткие видео, поглощая тонны как информативных, так и развлекательных видео, но при этом практически ничего не запоминая.
Ещё один яркий пример, демонстрирующий популярность клипового мышления и потребность именно в краткой информации – нововведения от технологического гиганта «Яндекс», который не так давно добавил в свой «Яндекс Браузер» новую функцию – «Пересказать». Её смысл заключается в том, что «Яндекс Браузер» за счёт нейросети сканирует страницу, выделяет основное (по его мнению) и пишет для пользователя краткий пересказ. И это даже для публикаций (новостей или статей), которые не превышают по объёму текста формат А4.
Если говорить простыми словами, то клиповое мышление – это мышление, при котором человек легко воспринимает (но не всегда запоминает) короткие новостные заголовки (максимум – анонсы, публикуемые между заголовком и текстом публикации), а вот художественная или научная литература солидных объёмов и без разжёвывания информации ему даётся с огромным трудом.
Самое печальное в этой ситуации, что различные источники информации стараются подстроиться под аудиторию, публикуя именно максимально короткие заметки. Иногда это буквально просто громкие новостные заголовки. А что это значит? Какие последствия несёт произошедшее? Это вообще плохо или хорошо? Почему произошло именно так, как произошло – кому это выгодно? Что с этим можно сделать? Это не так уж важно для человека с клиповым мышлением, так как он считает, что сам может сделать верные выводы (подсказка – это вряд ли возможно). Такой вот получился диванный эксперт и по совместительству эгоцентрист.
Постоянная подача человеку клипов, то есть обрывков информации, приводит к тому, что у человека возникает клиповое отношение к жизни – мир начинает восприниматься не целостно (отсутствует картина мира), а обрывками, то есть как последовательность не связанных между собой событий. А человек с клиповым мышлением и не выступает против этого – он лишь жаждет постоянного обновления информации, то есть получения всё новых и новых её обрывков за счёт просмотра каналов в Телеграме, ленты новостей ВКонтакте, просмотра заголовков в Дзене и коротких видео в различных социальных сетях.
Чем опасно клиповое мышление?
Рассмотрим особенности людей с клиповым мышлением, которые позволяют утверждать, что клиповое мышление – это плохо:
- Снижение концентрации. Людям с клиповым мышлением сложно беспрерывно и сконцентрировано работать с информацией – они постоянно отвлекаются на какие-нибудь мелочи, делают небольшие «перерывчики», нередко потребляя при этом другую информацию.
- Плохие аналитические способности. Человек с клиповым мышлением практически не способен анализировать полученную информацию. Во-первых, он к этому не стремится, а во-вторых, даже если ему нужен будет анализ, ему потребуется, чтобы выводы сделали за него – разжевали всё и положили в рот, так как самому ему сложно построить логические цепочки, выделить для себя самое главное и сделать выводы.
- Низкая успеваемость в школе и низкая производительность труда. Школьники и студенты с клиповым мышлением тяжело обучаемы – они с трудом читают учебники, не понимают смысл прочитанного, а всю информацию довольно быстро забывают, не усваивая практически ничего. В итоге даже после прочтения какого-либо параграфа в учебнике им просто нечего сказать по теме. То же самое касается и работы, если она связана с получением, обработкой и анализом информации.
- Повышенная внушаемость. Учитывая нежелание подробно разбираться в теме, а также тягу к ярким образам и эмоциям, человек с клиповым мышлением представляет собой лёгкую цель для манипуляторов. Достаточно несколько громких заголовков и несколько коротких роликов с жуткими кадрами и обескураживающими заявлениями – и всё, мнение человека сформировано. И даже, если он не может его сформулировать, из-за ярких эмоций с ним связанных, оно сохраняется в подсознании. Правда, при манипуляциях мнение обычно навязывается параллельно с демонстрацией ярких эмоциональных образов, так что с этим проблем быть не должно. Есть даже выражение: «Если тебе давят на эмоции – значит сейчас тебя пытаются обмануть», но не все о нём вспоминают во время просмотра материалов, подготовленных манипуляторами.
- Безразличие к людям. Несмотря на то, что многие заголовки, которые потребляют люди с клиповым мышлением, носят эмоциональный характер, и могут содержать, например, информацию о большом количестве погибших в результате того или иного происшествия, что несомненно вызовет печаль и сострадание, люди с клиповым мышлением не способны долго и искренне переживать. Они могут забыть о трагедии буквально через несколько минут, прочитав несколько других новостных заголовков с совершенно другими эмоциональным окрасом. А в самой новости о трагедии может преобладать другие эмоции – злоба и ненависть к тем, кто может оказаться виновным в происшествии.
- Деградация мыслительных процессов. Во время изучения данной темы я ознакомился с рядом материалов, и в одном из них утверждалось, что плюсом клипового мышления является то, что «наш мозг сложнее перегрузить». Это действительно так, но с мозгом – как с мышцами. Если их не тренировать – они атрофируются, то есть слабеют и прекращают нормальное функционирование. Мозг абсолютно так же не перегружается (зачастую и не нагружается вовсе), вследствие чего со временем что-то проанализировать и осмыслить становится всё сложнее.
И да, если Вы дочитали данную статью хотя бы до этого момента, не перепрыгивая через абзацы, значит в Вашей ситуации не всё так плохо.
Как бороться с клиповым мышлением?
Начнём с того, что оно есть у огромного количества людей. Точной статистики по этому вопросу у меня нет, но готов поставить зуб, что людей таких явно больше 50%. Просто у всех клиповость мышления находится в разной степени запущенности.
Что поможет избавиться от клипового мышления?
- Чтение художественной литературы и просмотр старых фильмов. Художественная литература (желательно – классическая) тренирует память и обработку больших объёмов информации. Чтение должно быть не поверхностное, а вдумчивое. После завершения сеанса желательно подвести итоги – прокрутить в голове основные моменты, проанализировать прочитанное, связать с прочитанные ранее, предположить возможное развитие сюжета на основе понимания характера главных героев и обстановки в их мире. В старых фильмах обычно событий значительно меньше, чем в современных, место действия не прыгает каждую минуту из одной точки в другую, а диалоги несут куда большую ценность. Но основной упор лучше сделать всё-таки на книги.
- Написание изложений и сочинений. Первый вариант учит внимательно обрабатывать информацию – пересказывать чужие мысли, а это в эпоху яростного поглощения контента очень важно, так как правильно пересказать можно только то, что запомнил и понял. Второй вариант научит формулировать и излагать собственные мысли. Разумеется, было бы здорово, если эти Ваши труды есть кому проверить. Проверяющий должен понять написанное и подсказать, если у Вас нарушена логика повествования или использованы непонятные формулировки. Если желания заниматься подобным у Вас нет, то можете попробовать просто вести дневник.
- Развитие критического мышления и ведение дискуссий. Не стоит слепо доверять не только представляемой Вам информации, но и выводам, которые делает за Вас автор. Даже если Вам говорят правду, то выводы могут быть манипулятивными и вводить Вас в заблуждение. Если речь о каком-то конфликте или споре, попытайтесь принять другую точку зрения и привести аргументы в её пользу. Сомневайтесь не только в правоте источника или оппонента в споре – подвергайте сомнению и свою точку зрения. Устраивайте дискуссии, выбирая тему и приводя аргументы своей позиции. По итогу постарайтесь подвести со своим оппонентом выводы и прийти к консенсусу.
- Отдыхайте от клипов. По сути, это можно назвать цифровым детоксом. Стоит определить дни, в которые Вы будете ограничивать себя от источников клиповой информации – не будет смотреть короткие видео, не будете читать новости в Телеграме и так далее. Кстати, это время можно потратить на прочтение книг. Можно гулять, рисовать, встречаться с друзьями и проводить с ними дискуссии – жить, творить, мыслить. Отказаться на время от смартфона, компьютера и телевизора.
- Концентрируйтесь на поставленной задаче. Попробуйте отказаться от многозадачности, сконцентрироваться на одной цели и достичь её, проделав работу от начала до конца, не отвлекаясь на другие задачи и мелочи, без перекуров и перекусов. Во-первых, Вас порадует результат (и окажется, что на решение задачи требовалось не так уж и много времени), а во-вторых – Вы таким образом будете тренировать усидчивость и концентрацию.
- Наведите порядок в своём смартфоне. Отключите все ненужные push-уведомления (оповещения от приложений), отпишитесь от сообществ и каналов в социальных сетях, которые не представляют реальной ценности и помогают «скоротать время», удалите мобильные игры (желательно – все).
Кстати, кое с чем Вас уже можно поздравить – Вы дочитали до конца довольно объёмный материал. А теперь исключительно для себя попробуйте ответить на вопросы:
- Что такое клиповое мышление?
- Какую информацию потребляет человек с клиповым мышлением?
- Почему клиповое мышление – это плохо?
- Что можно сделать, чтобы избавиться от клипового мышления?
Надеюсь, качество Ваших ответов Вас удовлетворило. А если нет – перечитайте последнюю часть данной публикации и возьмите на вооружение хотя бы некоторые из методов переформатирования мышления в нормальное.
Проблема серьёзная. Много у кого такое наблюдаю. В голове у людей с клиповым мышлением беспорядок. Как будто много разной информации, но она не упорядочена и не связана между собой.