Договор между Россией и США о гарантиях безопасности, который был отклонён
15 декабря 2021 года в МИД России представителям Госдепа США был передан проект договора между Россией и США о гарантиях безопасности. Впоследствии, в январе 2022 года данный проект договора был отклонён американской стороной. Мало того, госсекретарь (глава МИД) США заявил, что на Украине будут размещены баллистические ракеты средней дальности, а с Россией США готовы обсуждать лишь их количество. В апреле 2024 года Сергей Лавров заявил, что поэтому специальная военная операция стала неизбежной.
Давайте же рассмотрим и разберём этот проект договора, который находится в открытом доступе (опубликован на сайте МИД РФ).
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности.
Текст самого договора разбит на фрагменты и оформлен в качестве цитат. Весь остальной текст — мои комментарии. Сразу отмечу, что первая часть договора — вступительная, и она нам не очень интересна, поэтому переходим к основной части, которая следует после слов «договорились о нижеследующем:»
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки именуются ниже Сторонами.
Статья 1.
Стороны взаимодействуют на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга и в этих целях:
не предпринимают действий и не осуществляют мероприятий, затрагивающих безопасность другой Стороны, не участвуют в них и не поддерживают их;
не осуществляют меры в области безопасности, принимаемые каждой Стороной индивидуально либо в рамках международной организации, военного союза или коалиции, которые подрывали бы коренные интересы безопасности другой Стороны.
Здесь вполне очевидно идёт речь о расширении НАТО на Восток, а также о проделках США на Украине — госперевороте 2014 года, поддержке киевского режима и размещении военных баз и ракет средней дальности на Украине. Разумеется, это затрагивает и другие интересы национальной безопасности сторон. Другое дело, что США никто особо и не угрожает.
Статья 2.
Стороны добиваются того, чтобы любые международные организации, военные союзы или коалиции, в которых участвует хотя бы одна из Сторон, соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций.
Россия состоит в ОДКБ, который на практике толком и не применялся. А вот США состоят как минимум в НАТО (что касается нас) и в АУКУСе (касается в большей степени Китая). Так что это также намёк на сдерживание НАТО.
Статья 3.
Стороны не используют территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против другой Стороны, или иных действий, затрагивающих коренные интересы безопасности другой Стороны.
Как Вы понимаете, это тоже жирный намёк на НАТО. И не столько на само НАТО, сколько на страны, сотрудничающие с Альянсом. И, разумеется, речь в том числе и об Украине. Как по мне, ключевое здесь не подготовка или осуществление вооружённого нападения (в таких ситуациях обычно уже плевать на договоры), а «иные действия, затрагивающих коренные интересы безопасности». И сюда попадает и использование Украины в качестве тарана против России, и размещение там ракет средней дальности.
Статья 4.
Соединенные Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик.
А вот уже и конкретизированные требования к США по НАТО:
- Не расширяться на восток.
- Не брать в альянс страны, которые ранее входили в состав СССР.
Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.
И здесь мы также имеем конкретные требования к США по НАТО касательно бывших республик СССР, которые не состоят в НАТО:
- Не строить на их территории военные базы.
- Не использовать их территории для военных действий.
- Не развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.
Разумеется, это касается всех бывших республик СССР, которые не успели вступить в НАТО, но в большей степени это про Украину. Напомню, что из бывших республик СССР в составе НАТО находятся лишь три — Эстония, Латвия и Литва. Помимо Украины, в рамках сотрудничества Запад положил глаз на Грузию, Армению, Молдову и Казахстан.
Статья 5.
Стороны воздерживаются от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий Сторон.
Здесь подразумевается желание Штатов разместить ракеты средней дальности на Украине. СВО сорвало планы США, однако американцы не растерялись. «С 2026 года на территории Германии будут размещаться американские многоцелевые ракеты средней и меньшей дальности (РСМД) и гиперзвуковое вооружение, — соответствующее заявление 10 июля 2024 года опубликовали на сайте Белого дома. Проект договора, который мы сейчас читаем, и данный пункт в частности, подразумевает недопустимость таких действий.
Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны.
Взаимные уступки — чтобы не напрягать друг друга. Однако, именно США в большей степени задействуют территорию других стран для подобных действий.
Стороны поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения опасной военной деятельности в открытом море и в воздушном пространстве над ним, включая согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов.
Ещё один пункт, подразумевающий минимизацию эскалацию в отношениях и количества провокационных ситуаций.
Статья 6.
Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны.
Ещё одна конкретизация по РСМД (ракетам средней и меньшей дальности). И тут уже уточняется, что размещать подобные ракеты нельзя не только на территории чужих стран, но и в районе Берингова пролива (у США там располагается Аляска).
Напомню, что подобный договор уже был. ДРСМД помимо прочего подразумевал, что США и Россия не развёртывать такие ракеты. Но 2 августа 2019 года США в одностороннем порядке из него вышли.
Статья 7.
Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории.
Стороны не осуществляют подготовку военнослужащих и гражданских лиц из стран, не обладающих ядерным оружием, к применению такого оружия. Стороны не проводят учения и тренировки сил общего назначения, включающие отработку сценариев с применением ядерного оружия.
Американское ядерное оружие находится в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Также о желании заполучить американское ядерное оружие постоянно говорят власти Польши.
В 2023 году Россия разместила своё тактическое ядерное оружие на территории Республики Беларусь.
Статья 8.
Настоящий Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур.
Совершено в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Как мы знаем, договор не был подписан и не вступил в силу.
Что по итогу?
Российская Федерация предложила Соединённым Штатам Америки жить в мире и согласии, и не угрожать национальной безопасности друг друга. Особое внимание уделяется размещению ракет средней дальности в Европе, нерасширению НАТО и Украине (не прямым текстом, но это и так понятно).
Однако США, которые руководствуются своим военным, экономическим и политическим превосходством (гегемонией), в данном договоре оказались не заинтересованы. Стоит отметить, что договор в основном содержит требования к американской стороне. Да, требования эти касаются и США, и России, но по факту на декабрь 2021 — январь 2022 года Россия никоим образом не угрожала США. А вот Штаты как раз-таки делали всё, что прописано в договоре.
Дополнение.
Фрагмент пресс-конференции с участием главы МИД РФ Сергея Лаврова от 1 декабря 2022 года:
Вопрос: По Вашему мнению, остается ли возможность в обозримом будущем договориться о гарантиях безопасности, которые Россия предложила США и НАТО?
С.В.Лавров: Если наши западные собеседники осознают свои ошибки и выразят готовность вернуться к обсуждению документов, предложенных нами в декабре 2021 г., это будет позитивным фактором. Сомневаюсь, что они найдут в себе силы и разум пойти на такое, но если вдруг это произойдет, будем готовы вернуться к разговору.
После того как наши предложения были отвергнуты, Запад успел сделать целый ряд шагов, вступающих в полное противоречие с перспективами возобновления диалога. Например, на встрече мининдел НАТО в Румынии они клятвенно заявили, что Украина будет в альянсе — никаких изменений в этом нет. При этом, как сказал Генеральный секретарь Й.Столтенберг, сначала Украина должна выиграть войну, а потом её примут в альянс. Безответственность таких заявлений очевидна любому мало-мальски сведущему в политике человеку.
Мы были готовы обсуждать вопросы безопасности в контексте Украины и в более широком плане. Западники отвергли наши предложения от декабря 2021 г., а состоявшиеся по линии военных встречи и мои переговоры с Госсекретарем США Э.Блинкеном в январе с.г. в Женеве завершились ничем. После начала специальной военной операции мы предупреждали: утверждение, что кроме самой Украины никто не сможет решить вопрос о её членстве в НАТО ведет к опасному сценарию.
Фрагмент выступления главы МИД РФ Сергея Лаврова на II Минской Международной конференции по евразийской безопасности:
<…> Ни «формула», ни «план», ни фантазии о членстве подконтрольной Киеву Украины то в НАТО, то в ЕС не приближают мир в Европе. Стабильность в этой части евразийского континента будет достигнута только при условии обеспечения долгосрочных надежных гарантий в сфере безопасности, которые были изложены в наших инициативах декабря 2021 г. и были отвергнуты Западом <…>
Комментарии
Правила комментирования