"Стамбул-2". Мирные переговоры 2024 года, которым не суждено было состояться - PulsePen
Главная / Статьи / "Стамбул-2". Мирные переговоры 2024 года, которым не суждено было состояться

«Стамбул-2». Мирные переговоры 2024 года, которым не суждено было состояться

04.10.2024

Когда говорят о мирных переговорах между Россией и Украиной в Турции, то обычно имеют ввиду «Стамбул-1«. Те самые переговоры, когда практически удалось договориться о прекращении войны, но вмешались англосаксы — американцы и британцы, и не дали Зеленскому остановить кровопролитную войну на выгодных для Украины условиях. Но в 2024 году в Стамбуле должны были пройти ещё один переговоры, которые по факту даже не начались. Эта инициатива известна как «Стамбул-2».

Президент Турции Эрдоган

Президент Турции Эрдоган

Стамбул-2. О чём это?

В начале 2024 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил свою мирную инициативу:

  1. Незамедлительное прекращение боевых действий.
  2. Обмен по формуле «всех на всех» военнопленных, других удерживаемых лиц и тел погибших солдат.
  3. Гарантии территориальной целостности Украины в фактических нынешних границах под гарантии США и России.
  4. Украина до 2040 года будет внеблоковым демилитаризованным государством, а в 2040 году проведет референдум по геополитической ориентации.
  5. США, РФ и Турция поддерживают стремление Украины к вступлению в Европейский союз.
  6. Россия в 2040 проводит новые референдумы о «территориальной принадлежности» в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.

Ни слова про демилитаризацию и денацификацию. Поговаривают, что демилитаризация обсуждалась, но по итогу была сформулирована таким образом, который сложно назвать реальной демилитаризацией.

Для нас эта мирная инициатива Эрдогана выглядит, мягко говоря, не очень привлекательно. Тем не менее, на её основе можно было попытаться договориться, занимаясь поиском компромиссов по ряду вопросов. Тем более, что после первого «Стамбула» положение дел у ВСУ значительно ухудшилось. А там в условиях были какие-то зачатки демилитаризации и денацификации, внеблоковый статус Украины. Уже после всего этого появилось «реальное мирное предложение» Владимира Путина, которое для Украины оказалось, мягко говоря, менее выгодным. Тем не менее, давайте разберёмся, что произошло весной 2024 года, и почему переговоры так и не состоялись.

Многовекторный Эрдоган и выгода для сторон.

Эрдоган — это многовекторный политик из разряда «и нашим, и вашим». Он действует исключительно в интересах Турции, пытаясь собрать плюшки со всех сторон конфликта. Он умудрился получить и F-16 от США, и С-400 от РФ. При этом Турция сохраняет высокую степень конфликтности с обеими сторонами. Эрдоган собирался выступить влиятельным мирным переговорщиком и повысить авторитет Турции на международной арене, застолбить за собой статус примирителя.

И если ударяться в крайности в своих представлениях об удачном окончании военного конфликта, то для множества сторон «Стамбул-2» был бы выгоден. Напомню, что на тот момент наступление ВС РФ было не таким результативным, как сейчас.

Вторая Украинская Республика получила бы долгосрочный мир и шанс на сохранение, а также возможность в 2040 году побороться мирным путем за потерянные территории через мозги живущих там людей. При этом без признания окончательной потери территорий, что является критичным фактором внутренней устойчивости.

Россия вышла бы из крайне затратного во всех смыслах процесса, чтобы сфокусироваться на задачах развития, в т.ч. обустройства «новых регионов», что дало бы нам безусловную фору в борьбе за них в будущем.

В плане региональной безопасности вместо крайне агрессивного врага, Россия получила бы нейтрального и внеблокового соседа (именно та задача, которая декларировалась), а в плане глобального переустройства добилась бы главной цели из-за которой, как многие полагают, началась война — подтверждение статуса мирового игрока (слова которого будут внимательно слушать на Западе, а не считать нас своей неоколонией). Некоторые политические телеграм-каналы писали, что реальная задача СВО — заставить США сесть за стол переговоров и начать считаться с РФ.

Белый дом получил бы статус миротворца и сразу снизил бы напряженность в мире, договорившись с РФ по глобальным вопросам безопасности в т.ч. контроля за ядерным оружием. Также они смогли бы вернуть РФ в экологическую повестку, о чём говорил Джон Керри. Поэтому часть элит в США уже была готова к компромиссу.

Но администрация Байдена отвергла инициативу Эрдогана, так как, если на такую сделку пойти в процессе активной предвыборной кампании то именно Байден стал бы тем, кто признает, что с РФ надо считаться и договариваться, а это слабая позиция, которую демократы в случае поражения хотят «подарить» Трампу, чтобы потом критиковать. Трамп раскритиковал бы Байдена за неочевидный результат по итогу затрат на сотню миллиардов долларов. Поэтому администрация Белого дома решила не дать России зафиксировать статус-кво и воевать с Россией через прокси (Украину) дальше.

Герхард Шрёдер о «Стамбуле-2».

На тему упущенной возможности мирного урегулирования «Стамбул-2» высказался на днях экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер. Западные ястребы его очень сильно не любят и называют «пророссийским«.

Что же про «Стамбул-2» рассказал Шрёдер?

Я дружу с одним швейцарским издателем, его зовут Михаэль Ренье. Он получил запрос из Украины о том, не могу ли я выступить в качестве посредника. Оказалось, что это люди, которые играли определенную роль в украинской политике. И тогда мы сказали: ладно, мы можем рискнуть.

Мы предложили встретиться в Швейцарии. Но они не хотели европейскую страну и предложили Дубай. Тогда я сказал, что это не имеет смысла. Лучше Турция. Мы встретились в Стамбуле, и кто-то приехал с украинской стороны.

Тот, кто сейчас является министром обороны, господин Умеров. Мы обсудили пять пунктов. Во-первых, что делать с Донбассом. Мне было ясно, что он должен остаться частью украинского государства. А как насчет Крыма? Это проблемный вопрос, в частности, для русских. А как же НАТО? Конечно, НАТО на западной границе России вряд ли приемлемо для русских. Я поставил его (вопрос) перед российским президентом. А он попросил одного из своих ближайших коллег в то время подумать.

Мое впечатление, что российская сторона, конечно, была способна принимать решения, а украинская – только в ограниченной степени. Потому что они должны были спросить об этом сперва у главного сторонника этого процесса – Америки. А там, как и в Англии, явно были проблемы с этим. Так что, к моему большому сожалению, это не было продолжено. Это было время, когда можно было избежать большого кровопролития.

На самом деле, время, когда модно было избежать большого кровопролития прошло уже довольно давно. Это были времена «Стамбул-1». Кстати, кровопролития можно было бы избежать вовсе — если бы США были способны договариваться и остановили свою экспансию на Украину. Но риторика США и киевского режима привели к тому, к чему привели. Запад не только знал, чем всё закончится, но и активно провоцировал Россию. Теперь же он не даёт прекратить эту войну, раз за разом срывая мирные переговоры на адекватных условиях.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии