Связано ли увеличение количества инфантильных людей в мире в последние годы с капитализмом? - PulsePen
Главная / Статьи / Связано ли увеличение количества инфантильных людей в мире в последние годы с капитализмом?

Связано ли увеличение количества инфантильных людей в мире в последние годы с капитализмом?

04.12.2024

Вопрос о том, растёт ли количество инфантильных людей в современном мире и как это связано с глобальным капиталистическим устройством, вызывает всё больше споров в научных и публицистических кругах. Концепция инфантилизма — неспособности или нежелания брать на себя ответственность, стремления избегать сложных решений и уклоняться от взрослой самостоятельности — нередко рассматривается в контексте социальной, экономической и культурной среды, в которой живут люди. Один из мощных факторов, потенциально влияющих на формирование таких черт, — капиталистическая система, приоритеты которой нередко требуют от человека оставаться «покладистым потребителем», а не зрелым субъектом.

Инфантилизм как продукт потребительской культуры.

В условиях глобального капитализма общество постепенно трансформируется в потребительское. В нём индивид оценивается преимущественно через призму покупательской способности, а благополучие подменяется непрерывным накоплением товаров и услуг, маркетинговыми манипуляциями и постоянной гонкой за новыми продуктами. Человек оказывается в мире, где личностное развитие и критическое мышление могут оказаться на периферии ценностей, а на передний план выходит способность «желать больше и чаще». Рекламные кампании, рассчитанные на массовое сознание, всё чаще подталкивают к импульсивным покупкам, акцентируют внимание на сиюминутных удовольствиях, упрощают представления о счастье до уровня легкодоступных «аттракционов».

Такая среда может порождать инфантилизм в том смысле, что индивиду предлагают не взрослеть — не брать на себя долговременные обязательства, не углубляться в сложные социально-экономические вопросы, а жить здесь и сейчас, бездумно откликаясь на рекламные посылы, «тренды» и моментальные желания. Продаются не только товары, но и образы жизни, в которых взрослые люди увлекаются маркетинговыми «игрушками» и остаются на психологическом уровне детей, ждущих нового развлечения.

Мужчины проводят время за игрой в приставку.

Мужчины проводят время за игрой в приставку.

Роль корпораций и правительств в пропаганде инфантилизма.

Крупнейшие транснациональные корпорации стремятся максимизировать прибыль. Для этого им нужны предсказуемые потребители, которые будут охотно реагировать на рекламные сигналы, моду и обновления ассортимента. Инфантильный потребитель менее критичен, поддаётся манипуляциям брендов, импульсивно покупает, ориентируется на образцы поведения, транслируемые масс-культурой, социальными сетями и селебрити.

Правительства капиталистических стран, аффилированные с крупным бизнесом через лоббистские структуры, могут не только не противостоять этой тенденции, но и сознательно её подпитывать. В масштабах системного устройства потребительски ориентированная пропаганда создает идеальную аудиторию: политически пассивную, мало задумывающуюся о глубинных противоречиях общества, удобную для управления и экономической эксплуатации.

Женщина-шопоголик

Женщина-шопоголик

Социальные сети и инфантильность.

Социальные платформы — ещё один инструмент, усиливающий инфантильные тенденции. Сайты и приложения, созданные на базе рекламных моделей монетизации, превращают пользователей в товар для рекламодателей, стимулируя их оставаться как можно дольше перед экранами. При этом контент упрощается, а сложные проблемные темы уступают место увеселительным «лайкам» и развлечениям. В такой среде взросление, требующее времени на анализ, чтение серьёзной литературы, критическое восприятие новостей и заботу о долгосрочных целях, становится «затруднительным» и менее востребованным. Проще оставаться на волне трендов и мемов, нежели анализировать социально-экономические реалии.

Культурный конструкт «вечного ребёнка».

Маркетинг и массовая культура последнего времени часто продвигают образ «вечной молодости» как идеал. Культ молодости и беспечности создаёт иллюзию, что взросление — это потеря динамичности, а инфантилизм — способ сохранить легкость бытия. Эта тенденция сопровождается популяризацией несложных моральных моделей, где критическое отношение к капитализму подменяется развлечениями. Таким образом, системный интерес в поддержании инфантилизма становится очевиден: незрелый ум легче убедить в необходимости постоянной покупки, ему проще навязать социальные нормы потребления, он реже задаёт неудобные вопросы о справедливом распределении ресурсов и причинах глобального неравенства.

Образ успешного мужчины - дорогая машина, дорогие часы, дорогой костюм.

Образ успешного мужчины — дорогая машина, дорогие часы, дорогой костюм.

Противоречия и возможные контраргументы.

Разумеется, связь между капитализмом и ростом инфантилизма — упрощённая модель реальности. Личные психологические особенности, традиции воспитания, качество образования, религиозно-этические нормы общества — все эти факторы также влияют на формирование жизненной позиции индивидов. Многие люди под влиянием тех же процессов становятся наоборот более сознательными, критикующими систему, ищут альтернативы, создают кооперативы, участвуют в общественных движениях. Но массовый тренд на инфантилизм виден в том, как трансформируются ценности массовой культуры и какие поведенческие паттерны она поощряет.

Итоги и перспективы.

Так связано ли увеличение количества инфантильных людей в мире с капитализмом? Массовая культура, стимулирующая инфантильность, действительно выгодна крупным корпорациям и аффилированным с ними правительствам, так как упрощает управление потребителями и уменьшает критическое сопротивление существующим порядкам. Люди, ориентированные на сиюминутное удовольствие, стремящиеся к вечной молодости и избегающие сложных вопросов, легче поддаются манипуляциям, покупают больше, реже выходят на протесты и не задаются вопросом о коренных проблемах общества.

В итоге можно сделать вывод, что капиталистическое мироустройство, ориентированное на максимизацию прибыли и постоянный рост потребления, действительно способствует пропаганде инфантилизма. Это не означает, что любые формы «детской непосредственности» или любви к простым радостям жизни — зло. Вопрос в том, что системные силы продвигают именно такой образ мышления, в котором потребительские качества преобладают над гражданскими, а критический анализ подменяется развлечением. Остаётся надеяться, что растущие просветительские и альтернативные движения смогут противостоять этой тенденции, поощряя зрелость, ответственность и способность задавать неудобные вопросы.


Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии